В
условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение
приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации
практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения
дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет
своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного
дорожного движения. Работа по обучению правилам дорожного движения в ДОУ ведется
по направлению "Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного
поведения на дорогах”. Основными целями изучения правил дорожного движения, и
поведения на улице являются:-
снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения
уровня знаний ими правил дорожного движения;-
развитие психофизиологических качеств ребенка;-
формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.Среди
задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду,
подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в
условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах - одна из важнейших. Это
задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании
дошкольников дифференцируется на ряд частных задач:-
формирование координации движения;-
совершенствование реакций и быстроты мыслительных действий и деятельности в
условиях дорожного движения;-
повышение уровня психофизиологических качеств, обеспечивающих безопасность
ребенка на улице.В
детском саду на протяжении ряда лет ведется целенаправленная, систематическая
работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Коллективом
созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения
на дорогах:-
по плану проводятся занятия с детьми и сконцентрирован методический и
дидактический материал;-
автогородок с дорожными разметками, действующим светофором, дорожными знаками;-
макеты;-
"чудо”- ковер (с перекрестками, домами, железной дорогой, с различными видами
дорог);-
транспорт функционального различного назначения (грузовые, легковые машины,
автобусы, пожарная машина, скорая помощь, гужевые повозки).При
обучении педагоги придерживаются принципов систематичности, последовательности,
поэтапности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Работа
осуществляется по нескольким направлениям: с детьми, сотрудниками, родителями.
Изучение правил дорожного движения проводится, начиная с младшей группы.
Занятия по ПДД ведутся систематично, в регламентированной деятельности, раз или
два в месяц в каждой возрастной группе. Руководствуясь программой "Обучения
детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах”,
воспитатели проводят занятия, целевые прогулки, экскурсии, где знакомят детей с
правилами безопасного поведения на улице и упражняются их в выполнении этих
правил. Учебный материал воспитатели преподносят в наглядно - действенной форме
с опорой на непосредственное действие с предметами при отражении реальной
ситуации. Знания, умения и навыки, приобретенные детьми, уточняются,
дополняются, совершенствуются на комплексных занятиях по развитию речи,
формированию элементарных математических представлений, изобразительной
деятельности, конструированию, физической культуре, музыке. Воспитателями
применяются игры ("Мы - пешеходы”, "Опасные ситуации на дороге”) на занятиях по
изобразительной деятельности. Особой популярностью воспитанниками детского сада
пользуются игры "Угадай-ка”, "Что означает этот знак”, "Лабиринт”,
разработанные и используемые на занятиях по развитию речи. Музыкальный
руководитель в своей работе широко использует распевки, частушки, стихи по
правилам дорожного движения. Такая связь со всеми разделами программы
воспитания и обучения в детском саду и авторская интерпретация дает
положительный результат. Большое внимание уделяется применению полученных
знаний в повседневной жизни. С этой целью воспитатели используют игры с
правилами (дидактические, настольные, познавательные, деловые, спортивно-соревновательные),
досуги, развлечения. Наибольшее распространение получила сюжетно-ролевая игра,
в которой дети, играя с макетом, тренажером, ставят себя в условия выполнения
различных ролей. Они обыгрывают собственно человеческие роли и отношения,
моделируя ситуации взаимоотношений людей в условиях дорожного движения. Ребенок
играет в тесном контакте с другими детьми. Наиболее эффективно используются
сюжетно-ролевые игры: "Путешествие на автомобиле” (самолете, автобусе,
корабле), "Поезд”, "Моя улица”, "Моя дорога в детский сад” (логопедическая,
подготовительная), "Перекресток”, "Опасные ситуации”. В процессе игр каждый
воспитанник решает самостоятельно или в группе сверстников определенную
дорожную ситуацию, учится культуре общения, ведению дискуссии. Воспитатели
создают определенный эмоционально-раскрепощенный настрой, что способствует
развитию уверенности в своих силах, Лето - наиболее благоприятная пора для
организации работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма. Поэтому особенно эффективно организация работы на территории
детского сада, которая оснащена площадкой с дорожной разметкой, действующим
светофором, переносными знаками, где организуются подвижные, сюжетно-ролевые
игры. Неорганизованные дети имеют возможность применить полученные знания
непосредственно в дорожных ситуациях. Ежегодно дошкольники становятся активными
участниками декады по изучению правил дорожного движения. Принимают участие в
конкурсах рисунков, выставках на тему "Я и дорога”, "Знаешь ли ты правила
дорожного движения?”, "Безопасное колесо”, в работе по изготовлению атрибутов к
сюжетно-ролевым, подвижных играх. В методическом кабинете детского сада имеется
и постоянно обновляется необходимое программно-методическое обеспечение. В
своей деятельности воспитатели активно используют методические пособия "Дети и
дорожное движение”, под редакцией Н. Климановой,; "Мы - пешеходы” (Н.Климанова,
А.Шатаева),; "Мы по улице шагаем” (составители: А.Гимадеева, Е.Казакова,
Н.Климанова, Л.Уразаева),; "Свисток и его помощники” (составители: Е.Анисимова,
Н.Климанова, Л.Мингалеева); "Светофорик ”, методическое пособие для детей 6-7
лет, (М.Сидорова) по безопасности дорожного движения. Залогом успешной
деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
является систематический контроль администрации детского сада за организацией
работы учреждения по данной проблеме, профессионализм и компетенция работников
детского сада. Работа с педагогическими кадрами направлена на совершенствование
теоретических знаний, эрудиции, повышения методического уровня в применение
программ, учебных планов по обучению детей правилам безопасного поведения на
дорогах. С целью оказания помощи воспитателям проводятся консультации:
"Диагностика знаний, умений, навыков по ПДД”, "Игра как важнейшая форма обучения
детей правилам дорожного движения”, проблемные семинары "Кто прав. Важную роль
в вопросах формирования у детей дисциплинарного поведения на улице, соблюдения
ими правил безопасности на дорогах играют окружающие его взрослые.
Анкетирование родителей показывает, что 95% родителей придают большое значение
изучению правил дорожного движения. В дошкольном учреждении сложилась
определенная система педагогического просвещения родителей по правилам
дорожного движения. Особой популярностью у родителей пользуются наглядная
агитация. Для закрепления программного материала, детям, дают задания на дом,
которые они выполняют под руководством взрослых. Например: "Нарисуй дорогу в
детский сад”, "Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой”,
"Придумай сказку, про тот знак, который мы изучали”. Педагогическим коллективом
составлены методические рекомендации из цикла "Мама, папа, я - безопасная
семья”, варианты анкет для родителей по исследованию их отношения к изучению
правил дорожного движения детьми, памятки для родителей, консультации, лекции.
В групповых помещениях оформлены уголки для родителей, где систематически
обновляется материал по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма.Результатом
работы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16»
комбинированного вида является отсутствие фактов детского дорожно-транспортного
травматизма среди детей, посещающих наш детский сад, а также повышение качества
знаний, умений и навыков детей по изучению правил дорожного движения. Данная
работа на современном этапе развития системы дошкольного воспитания становится
перспективным направлением расширения деятельности и укрепления позиций
дошкольных образовательных учреждений. |